четверг, 8 марта 2012 г.

Духовный Подвиг во Славу Иисуса Христа - Новомученик Протоиерей Владимир Веселицкий

Не стоит село без праведника - гласит народная мудрость. Не остался без праведника и наш славный город Армянск. Это, светлой памяти, - настоятель храма великомученика Георгия Победоносца священник протоиерей Владимир Иванович Веселицкий - страстотерпец, ставший жертвой зверского злодеяния. "В начале апреля 1919 года незадолго до Пасхи красноармейцы арестовали священника за то, что он спрятал от их расправы какого-то человека. По свидетельству очевидцев, его отвели на пустырь, привязали к столбу и жестоко мучили, отрезали нос, уши... Во время истязаний отец Владимир пел "Свете тихий". После расправы тело священника бросили на площади и запретили хоронить. "Пусть его съедят собаки,"- был приговор уже убитому священнику. На следующий день перед заходом солнца православные жители Армянска положили истерзанное тело отца Владимира на телегу, прикрыли травой и соломой от посторонних глаз и похоронили на приходском кладбище" ( из книги протоиерея Николая Доненко "Наследники Царства" . Симферополь. 2004. стр.35)

Могилка новомученика на старом не действующем и находящемся к нашему общему стыду полном запустении кладбище, что находится между двумя храмами - Свято-Георгиевским и Свято-Никольским - сохранилась и не забылась - приходят к ней верующие на Радоницу, приносят цветы и поклоняются мученическому подвигу батюшки Владимира за Христа Спасителя и просят его молиться на Небесех за нас, грешных рабов Божиих.

В этой же замечательной книге протоиерей Николай рассказывает о главных вехах праведного жизненного пути воина Христова убиенного отца Владимира: "Протоиерей Владимир Веселицкий родился в семье священника, по окончаниии Казанской духовной семинарии был надзирателем в духовном училище. 7 октября 1884 года был рукоположен к Покровской церкви села Тюлегой Левшевского уезда Казанской губернии. Построил каменный храм в Богородске, где служил священником. 28 августа 1905 года согласно его прошению был переведён в село Чаплынку Днепропетровского уезда Таврической епархии, а 6 марта 1905 года - в Армянск. Был депутатом от духовного звания на Перекопском земском собрании в 1908 году, а также депутатом Перекопской городской Думы до 1909 года. Нёс послушание законоучителя Армянской женской гимназии. С 11 ноября 1908 года - благочинный. В 1909 году награждён золотым наперсным (нагрудным - прим.автора) крестом и серебряной медалью в память Александра III. К Пасхе 1918 года по благословению святейшего Патриарха Тихона возведен в сан протоиерея. Возглавлял местную Думу. В браке с Софией Димитриевной имел сына Ливерия, который окончил юридический факультет Казанского университета."



Во вступительной статье к этой книге протоиерей Николай Доненко рассуждает о новомучениках, о их духовных подвигах во имя великой любви к Иисусу Христу, о значении этих подвигов для спасения народа православного и Церкви православной. Цитируем ниже отрывок из этой статьи:

"Во время жесточайших и самых продолжительных гонений за всю историю христианства в нашей стране на длительное время исчезли священнослужители по профессии, остались только по призванию, которые уподобились таким же гонимым нищим, бездомным, какими были ученики Спасителя. Они бесстрашно свидетельствовали миру о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом, о неотмирной радости всегда, во что бы то ни стало быть с Ним, о готовности всецело быть преданным Ему, даже до смерти, и что Именем Его даруется Жизнь вечная. И как сопричастники Жертвы Христовой и Славы Его Воскресения стали действительными проповедниками Евангелия. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Не всякий спасающийся удостаивается сподобиться страданий Христа; это - особая милость Божия, "достаточное воздаяние, честь большая, награда, превышающая труды, - еще прежде Царства Небесного", дверь к райским обителям, вершина венца". "Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (Ин. 12, 25)

Человек, всецело предавший себя Богу, переживает, свидетельствует и открывает одну истину и радость: потеря ради Христа - приобретение. А потому смерть каждого мученика есть вечно совершающаяся победа Иисуса Христа, Который "смертью смерть попрал". Оттого мученичество уподобляется пшеничному зерну и приносит обильную жатву.

В нашем Отечестве по милости Божией не осталось ни одного уголка, не освященного кровью новомучеников и подвигом исповедников. В повседневных зверствах, ставших обычным явлением в 20-30-х годах, явилась неземная красота страстотерпцев, и болезненная тягость их насильственной кончины совершенно растворялась в свете Небесной славы. Священномученик Киприан говорил, что "все совершенство и достоинство жизни заключается в мученичестве. Оно есть основание жизни и веры, опора спасения, союз свободы и чести - и хотя есть и другие средства, при помощи которых можно достигать Света, однако достигать обещанной награды гораздо лучше посредством искупительных наказаний". Таких искупительных наказаний в нашем недавнем прошлом оказалось достаточно много, так что и сейчас мы не вполне способны охватить и вместить неохватный подвиг лучших сынов нашего Отечества. "Именно благодаря им не была убита душа народа, и ныне Русская Православная Церковь воссоздается их святой кровью," - сказал Святейший (ныне почивший) Патриарх Алексий II."
"Призванные одержать победу, воины Христовы сподобились Царствия Небесного, и если земных триумфаторов встречают со славою и любовью, то тем более это касается тех, кто победил мир и дьвола. "Если хочешь слышать о наградах, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - то никакое слово не может представить их, потому что: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9), - а никто из людей не возлюбил Его так, как мученики". Остаётся только добавить, что мученичество - это свидетельство о Христе кровью, проповедь страданием.

Безропотно, а порой с благодарением терпели они жестокие мучения, пребывая в Правде Божией и исповедуя Истину. Для нас, живущих сейчас, самое важное - это реальность их молитвенного дерзновения перед Богом о своем земном Отечестве. Это принципиально ненасильственное вмешательство в нашу жизнь святых мучеников может совершиться только по нашей вере и нашему согласию. Нельзя быть облагодетельствованным насильно. Даже Господь не спасает человека без его на то соизволения. Мы должны востребовать, взыскать ту благодать и спасение, которые предуготовил нам Господь. Без нашего осознания подвига православных новомучеников, без живого обращения к ним ничего не произойдёт. Их святость, дерзновенное предстательство пред Престолом Божиим останется для нас закрытой и недоступной реальностью, как дар милости и любви, обращенный к нам, но нами не востребованный."

Ради этой востребованности и писаны эти строчки, цитируемые из Богоспасительной книги протоиерея Николая Доненко "Наследники Царства".
Считается, что мечты материальны, тем более если усилить их нашими общими молитвами. Надо молиться, чтобы память о новомученике Владимире воплотилась в нашем городе в гранит, достойный его подвига, и чтобы не затерялась та скромная могилка на старом кладбище Армянска. Мы не отваживаемся к призыву, но, по совести,  настало время собирать пожертвования на строительство надгробия нашего праведника и страстотерпца во Славу Господню.


1 комментарий:

  1. Слава Богу за всё! С момента написания этой статьи произошли отрадные изменения: поменяли мемориальную доску на кресте: надпись четкая и понятная, с кратким описанием подвига отца Владимира. Уже второй год в день поминовения новомучеников проводится в присутствии многих прихожан молебен прямо на могилке, где всегда чисто и много лампадок - не зарастает народная тропа..

    ОтветитьУдалить